«Интегрированное развитие Ошской области Кыргызской Республики»

10 Август, 2016

«Интегрированное развитие Ошской области Кыргызской Республики»

Программа Развития ООН начал реализацию Проекта «Интегрированное развитие Ошской области Кыргызской Республики» (далее Проект). Проект отвечает основным приоритетам, отраженным в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, Программе Правительства Кыргызской Республики по переходу к устойчивому развитию, Стратегии развития Ошской области.

Средства на реализацию Программы выделены Правительством Российской Федерации.

Общий бюджет – 3,5 млн. долларов США.

Реализовывать Проект предстоит Представительству ПРООН в Кыргызской Республике с широким участием национальных партнеров в Ошской области и на центральном уровне.

Срок реализации Программы – 4 года, начиная с июля 2016 года и заканчивая декабрем 2019 года

Целевые районы — Кара-Кульджинский район, Узгенский район, Ноокатский район.

Конечной целью Проекта ПРООН «Интегрированное развитие Ошской области» является оказание помощи Правительству Кыргызской Республики в продвижении вопросов миростроительства и минимизации рисков конфликтов через сокращениe бедности и повышениe уровня жизни уязвимых слоев населения и создание условий для устойчивого развития человеческого потенциала в пилотных районах.

Компонент 1: Устойчивое сельское хозяйство, туризм, торговля и продвижение «зеленых» технологий способствуют созданию рабочих мест, социально-экономической интеграции наибеднейших групп населения и повышению их уровня жизни

Ключевые мероприятия:

• Внедрение новых механизмов и технологий в управленческие процессы органов местной власти с целью повышения их эффективности и обеспечении экономического роста на местном уровне;
• Развитие госудасртвенно-частного партнерства для обеспчения экономического роста, смягчения влияния роста цен на продовольствие и повышения эффективности сельского хозяйства;
• Оказание помощи местным органам власти по более эффективному использованию уже существующих официальных механизмов по построению диалога с предпринимателями, упрощению процедур регистрации и соблюдению принципов развития предпринимательства;
• Оказание помощи сельскохозяйственным производителям, фермерам в укреплении материально-технической базы сельскохозяйственного производства, переработки, хранения и сбыта продукции через закупку сельскохозяйственного оборудования, техники, семян, удобрений и других ресурсов (преимущественно из РФ) с особым упором на выращивание и переработку овощей и фруктов;
• Развитие сельскохозяйственной инфраструктуры за счет создания и усиления торгово-закупочных фирм, оптовых рынков сельхозпродукции и хранилищ для сельскохозяйственной продукции (в целях сокращения потерь урожая и его продажи по наиболее приемлемым рыночным ценам);
• Продвижение развития тепличного хозяйства для обеспечения круглогодичной поставки плодоовощной продукции на местные и зарубежные рынки;
• Поддержка производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции;
• Улучшение взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями переработки сельскохозяйственной продукции, содействие формированию интеграционных структур;
• Обеспечение доступа фермеров к рыночной информации через усиление существующих структур по поддержке предпринимательства и торговли, и внедрение инновационных технологий;
• Укрепление предпринимательского потенциала членов целевых сообществ посредством тренингов и консультационной поддержки бизнеса по вопросам бизнес-планирования, организационного развития, налогообложения, маркетинга, переработке, хранению, упаковке, инновационным технологиям производства и переработки, в том числе с применением возобновляемой\альтернативной энергетики и т.д;
• Увеличение производительности сельского хозяйства с использованием инноваций и принципов «зеленой экономики» с особым упором на выращивание и переработку овощей и фруктов;
• Распространение успешного опыта ПРООН по созданию долгосрочной системы устойчивого управления пастбищами через совершенствование планирования использования пастбищ, улучшение пастбищной инфраструктуры (скотопрогонные мосты, купки, кошары и т.д), снижение деградации и улучшение управления пастбищами, инвентаризацию пастбищ и внедрение электронной системы управления в каждом пилотном сообществе;

• Оказание помощи в повышении потенциала членов объединений пастбищепользователей, пастбищных комитетов и сотрудников лесхозов через обучения и консультации по управлению пастбищами, включая правовые основы. Проведение информационных кампаний по повышению осведомленности населения о деятельности пастбищных комитетов;

• Популяризация и внедрение альтернативных энергоэффективных источников энергии (микро-ГЭС, солнечные батареи, солнечные печи, велогенераторы и био-газовые установки).

• Поддержка в создании торгово-логистических центров для оказания комплексных услуг по складскому хранению товаров и обработке поступающих грузов, техническому обслуживанию транспортных средств, и других сопутствующих услуг, обеспечивающие потребителям снижение затрат и стоимости доставки с учетом принятых решений в условиях Евразийского экономического союза;

• Создание условий для развития сельских территорий как культурного наследия и уникального природного ландшафта при сохранении биологического многообразия и адаптации к изменениям климата;

• Разработка привлекательных и конкурентоспособных туристских продуктов для Ошской области с широким ассортиментом услуг, с вовлечением сельского населения для обеспечения рабочими местами, улучшения качества жизни и дополнительных доходов;

• Содействие в реализации комплекса мер по активному позиционированию области на международном туристическом рынке;

• Усиление взаимодействия с соответствующими финансовыми институтами и государственными органами по внедрению системы повышения финансовой грамотности населения, в том числе с использованием опыта проектов, реализуемых Министерством финансов РФ;

• Взаимодействие с банковскими и микрокредитными институтами, потенциальными заемщиками и бизнес ассоциациями по разработке и тестированию проектов, направленных на продвижение «зеленых» технологий, повышению потенциала, по их оценке, и продвижению системы «экологического» финансирования.

Компонент 2: Реабилитация систем сельского водоснабжения (питьевая вода и ирригация) в пилотных селах, в том числе через внедрение мало затратных и экологически безопасных технологий расширяет доступ сельских сообществ пилотных районов к устойчивому и водоснабжению

Ключевые мероприятия:
• Содействие институциональному развитию АВП и СООППВ на уровне района, города и села для обеспечения их большей устойчивости. Особое внимание будет уделено усовершенствованию правил по управлению водной инфраструктурой и внедрению новых технологий по управлению водными ресурсами;

• Оказание финансовой и методологический помощи в реабилитации и строительстве новых объектов системы ирригационного и питьевого водоснабжения в пилотных сообществах, также посредством внедрения энергоэффективных и экологически чистых технологий подачи воды;

• Наращивание потенциала и оказание технической поддержки санитарно-эпидемиологическим станциям (СЭС) на районном уровне, с целью повышения качества качество тестирования воды.

• Взаимодействие с сельскими комитетами здоровья по повышению гигиенических стандартов на уровне сельских сообществ через проведение широкой информационной кампании и финансовую поддержку в виде малых грантов на улучшение местной инфраструктуры (медицинские пункты, школы, общественные туалеты и т.д.), включая внедрение инновационных технологий в очистке питьевой воды, применении солнечных водонагревателей и т.д.

Компонент 3: Реабилитация социально-экономической инфраструктуры способствует повышению благосостояния сельских сообществ в пилотных районах
Ключевые мероприятия:

• Запуск процессов мобилизации сообществ с целью обеспечения максимального участия целевых групп в определении приоритетов на уровне каждого целевого сообщества по проектам, направленным на местное социально-экономическое развитие и повышение благосостояния уязвимых групп;

• Создание и институционализация грантового фонда через адаптацию Руководства по грантам ПРООН к контексту Программы и усиление взаимодействия с местными органами власти и гражданским обществом для обеспечения прозрачности распределения грантовых средств;

• Оказание технической и методологической помощи целевым сообществам и инициативным группам в подготовке полноценных финансово- и технически обоснованных проектных заявок для рассмотрения через грантовый комитет, либо для реализации плана по наращиванию потенциала, после проведения организационной оценки для использования подхода “HACT”;

• Усиление взаимодействия с бизнес ассоциациями и частными компаниями (включая заинтересованных российских предпринимателей) для вовлечения их в разработку устойчивых бизнес идей и возможное со-финансирование;

• Организация процесса закупок оборудования и технологий в соответствии с процедурами ПРООН;

• Обеспечение регулярного мониторинга выполнения проектов, финансируемых из фонда малых грантов, с участием донора, национальных государственных партнеров и гражданского общества

Компонент 4: Обеспечение роста занятости населения в долгосрочной перспективе посредством усиления системы профессионально-технического образования

Ключевые мероприятия:

• Создание новых специальностей и программ профессионального образования на основе потребностей рынка (в том числе востребованных на рынке труда РФ), а также развития системы контроля качества в системе профессионально-технического образования;

• Повышение квалификации преподавателей и тренеров ПТО в части нового содержания и методов обучения для улучшения системы профессионального образования и соответствия потребностям рынка труда;

• Создание тесной связи между учебными заведениями системы ПТО и потенциальными работодателями. В целях оказания помощи в обеспечении занятости лучших выпускников для того, чтобы дать им возможность начать заниматься малым бизнесом, будет, в частности, использована система малых грантов;

• Улучшение технической и методологической базы училищ.

Компонент 5: Усиление резистентности местных сообществ пилотных районов к природным катаклизмам

Ключевые мероприятия:

• Оказание содействия в снижении рисков в водохозяйственной отрасли региона для снижения уязвимости растениеводства, населения и инфраструктуры через создание каталогов бедствий, профилей опасностей и рисков, связанных с водными ресурсами;

• Реализация малых инфраструктурных проектов по снижению рисков, связанных с водными ресурсами в том числе «зеленых» (агро-лесо-мелиоративных) проектов;

• Оказание содействия в снижении рисков биолого-социального характера в регионе для повышения конкурентоспособности товаропроизводителей сельхоз продукции (мясной и молочной), а также увеличения объемов торговли через создание каталогов бедствий, профилей опасностей и рисков, связанных с опасностями биолого-социального характера

• Повышение потенциала государственных районных структур, ответственных за организацию ветеринарного дела, по вопросам биобезопасности и создание сети санитарной инфраструктуры для обеспечения ветеринарной безопасности и снижения рисков бедствий;

• Укрепление государственно-частного партнерства по реагированию на возможные крупномасштабные чрезвычайные и кризисные ситуации и выработки механизмов партнерства в вопросах восстановления;

• Организация закупок товаров и услуг для создания одного мобильного госпиталя для укрепления потенциала медицины катастроф в Киргизии;

• Проведение обучающих курсов, учений по вопросам взаимодействия мобильных госпиталей медицины катастроф Киргизии с другими службами экстренного реагирования, а также органами оперативного управления ЦУКС и ЕДДС-112.